Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка - легковые и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта. Однако процесс автомобилизации не ограничивается только увеличением парка автомобилей. Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты.
Основными из них являются: увеличение пропускной способности улиц, строительство дорог и их благоустройство, организация стоянок и гаражей, обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.
В данное время высокие темпы роста парка автомобилей высокой проходимости типа "УАЗ", выпуск на Ульяновском автомобильном заводе. Так как из-за усложненной конструкции, увеличение числа лиц, некомпетентных в вопросах обслуживания, принадлежащих им транспортных средств, интенсификация движения на дорогах и другие факторы обусловили создание новой отрасли промышленности - автотехобслуживания.
Система "Автотехобслуживание" в настоящее время имеет достаточно мощный производственный потенциал.
Дальнейшее укрепление этой системы должно предусматривать не только ввод в эксплуатацию новых объектов, но и реконструкцию старых объектов, интенсификацию производства, рост производительности труда и фондоотдачи, улучшение качества услуг за счет широкого внедрения новой техники и передовой технологии, рациональных форм и методов организации производства и труда.
Управление производственной деятельностью станций техобслуживания, улучшение условий труда, повышение эффективности трудозатрат является одной из актуальных задач станции технического обслуживания автотранспортных средств.
В след выше перечисленного актуально рассмотреть тему дипломного проекта станции технического обслуживания (СТО) автомобилей марки УАЗ в п.РТС г.Тюмени. В данной пояснительной записке отражены необходимые задачи по вводу в эксплуатацию СТО и расписаны по пунктам: технологическая часть; архитектурно-строительные решения; сравнительный анализ опрокидывателей; проектирование и прочностные расчеты опрокидывателя автомобилей марки СВ-2,0; технико-экономические показатели проекта; безопасность жизнедеятельности.
Исходные данные: расположение – пос. РТС г.Тюмени; годовая программа по обслуживанию автомобилей марки УАЗ – 680 ед./год; план земельного участка размещения станции технического обслуживания; ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»; СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей»; авторские свидетельства по автомобильным опрокидывателям.
Вопросы, подлежащие разработке или исследованию:
- объемно-планировочные решения;
- архитектурно-строительные решения;
- сравнительный анализ опрокидывателей;
- проектирование опрокидывателя для автомобилей СВ-2,0;
- решение прочностных расчетов по опрокидывателю;
- подбор надлежащих деталей ;
Обязательный графический материал:
- планировка СТО;
- планировка зоны обслуживания;
- виды опрокидывателей;
- схема работы опрокидывателя;
- общий вид опрокидывателя;
Консультанты:
- по экономике: канд. эконом. наук, доцент О.В. Кирилова
- по безопасности жизнедеятельности: канд. техн. наук, доцент
Проектируемая СТО предназначена для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Предприятие размещается в границах отведенной площадки, в г.Тюмени поселок РТС. На СТО предусмотрено техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Под техническим обслуживанием автомобиля понимают комплекс периодически осуществляемых воздействий, направленных на поддержание его в технически исправном и работоспособном состоянии.
Техническое обслуживание автомобиля носит профилактический характер и выполняется по плану через установленный пробег автомобиля или сезонно. Ремонт в отличие от технического обслуживания выполняется по потребности, после обнаружения неисправности. Некоторые ремонтные работы, как и техническое обслуживание, могут выполняться по плану и носить профилактический характер. Эти меры являются основой планово-предупредительной системы технического обслуживания автомобилей.
Техническое обслуживание предполагает выполнение контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, заправочных и электротехнических работ. Они выполняются, как правило, без разборки агрегатов и без снятия их с автомобиля.
Цель технического обслуживания заключается в снижении интенсивности изнашивания деталей и выявлении неисправностей. Достигается это путем своевременного проведения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочных работ. Если техническое обслуживание проведено своевременно, в полном объеме и качественно, то автомобиль должен работать без поломок и заметного снижения основных эксплуатационных показателей до следующего обслуживания.
Техническое обслуживание автомобилей подразделяется на четыре вида: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).
Для легковых автомобилей периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 и объем выполняемых при этом работ устанавливается в зависимости от назначения и марки автомобиля, а также от условий его эксплуатации. В перечень работ, выполняемых при ТО-2, обязательно входят в полном объеме все работы, выполняемые при ТО-1, так же как и работы ЕО полностью выполняются при ТО-1. Заводы-изготовители организуют службу автосервиса, на предприятиях которого производится техническое обслуживание легковых автомобилей.
Техническое обслуживание современных легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании, регламентируется Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Именно это Положение определяет требования и регулирует взаимоотношения между автолюбителями, предприятиями автосервиса и заводами-изготовителями автомобилей, устанавливает периодичность ТО и содержит рекомендации по организации работ на станциях технического обслуживания автомобилей.
Весь период эксплуатации автомобиля от производства до списания как бы делится на три типа технического воздействия: предпродажная подготовка, гарантийный и послегарантийный периоды. Предпродажная подготовка предполагает три вида работ: обязательные, работы по потребности и дополнительные работы по желанию покупателя (оплачиваемые).
Техническое обслуживание в послегарантийный период делят на обслуживание по талонам сервисных книжек, ЕО, а также ТО-1, ТО-2 (автомобилей, для которых не предусмотрены сервисные книжки) и СО.
Техническое обслуживание автомобилей, регламентируемое сервисной книжкой, как правило, включает в себя: контрольный осмотр автомобиля и его агрегатов и выполнение ряда операций по устранению отмеченных при осмотре недостатков и неисправностей; выполнение обязательных регламентных работ при достижении автомобилем определенного пробега. Обычно периодичность технического обслуживания по талонам сервисной книжки составляет 10000 км за исключением первого, а иногда и второго талонов. В этот период происходит приработка и так называемое осаживание деталей, в результате него могут быть нарушены регулировочные размеры и ослаблены резьбовые соединения.
Рассмотрим основные работы, выполняемые при всех видах технического обслуживания.
В составе проектируемой станции предусматриваются:
1. производственный корпус с выделенными помещениями:
- приемной,
- зоной отдыха,
- производственной зоной,
2. открытую стоянку автомобилей;
3. закрытую стоянку автомобилей;
4. механизированную мойку;
5. очистные сооружения воды;
6. резервуар запаса воды;
7. насосную пожаротушения
8. КПП
9. магазин
Площади зоны ремонта определены нормативными расстояниями между автомобилем и конструкциями здания, габаритными размерами обслуживаемых автомобилей и их маневренными возможностями.
Площади служебных и бытовых помещений определены с учетом численности работающих.
Площади технического помещения и агрегатного участка определены с учетом площадей устанавливаемого в них оборудования.
Режим работы станции принят полуторасменный, с семидневной рабочей неделей.
Продолжительность смены - 12 часов.
Количество рабочих дней в году - 355.
Работа организована бригадным методом.
Смена бригад запланирована через двое суток.
Производственная программа принята исходя из опыта работы аналогичных станций и планируемой загрузки.
Станция технического обслуживания способна принимать на ТО и ремонт различные модификации УАЗов.
Техническое обслуживание для автомобилей «УАЗ» проводится согласно следующим нормативам, приведенным в таблицу 1.1:
Таблица 1.1 - Периодичность обслуживания автомобилей «УАЗ»
Наименование |
Периодичность |
|
по продолжительности эксплуатации, мес. |
по пробегу, тыс. км. |
|
Первое ТО |
12 |
15 |
Последующие ТО |
24 |
30 |
Статистами определен уровень насыщенности рынка автомобилями «УАЗ» для города Тюмени. Данный уровень составляет 1,56 автомобилей на 1000 человек.
Тогда при населении города около одного миллиона человек насыщенность рынка составит 1560 автомобилей.
Владельцы автомобилей «УАЗ» как правило, интенсивно эксплуатируют свои автомобили. Поэтому средний годовой пробег составляет 200 км в сутки.
Годовой объём работ СТО включает ТО и Р автомобилей. Количество обслуживаемых автомобилей рассчитывается по формуле
(1.1)
Где Ncto - число автомобилей эксплуатируемых в городе;
Lr - средний пробег автомобиля за расчетный период, км;
≈ 21 автомобиль в сутки тогда в год будет обслуживаться 21×364 = 7571 автомобиль
Программа моечного участка принимается аналогично программе ТО и ремонта автомобилей
Планируемая производственная программа сведена в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 - Производственная программа
Наименование |
Количество обслуживаемых автомобилей, ед. |
||
Час |
Сутки |
Год |
|
механизированная мойка |
2-3 |
21 |
7571 |
Зона ТО и ТР из них на постах: - инструментального контроля - диагностики двигателя |
2-3 2-3 1 |
21 21 4 |
7571 7571 1420 |
Количество постов рассчитаем по следующей формуле.
(1.2)
Где Nnnoc - число постов;
- число автомобилей обслуживаемых на посту за расчетный период, шт;
Тп - средняя трудоемкость работ на данном посту, чел.час.
t - продолжительность расчетного периода, час.
Перечень работ и их трудоемкость приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Трудоемкость работ
Наименование операции |
Трудоемкость, чел.час. |
Уборочно — моечные операции |
0,25 |
Приёмка автомобилей |
0,10 |
Инструментальный контроль |
0,30 |
Диагностика двигателя |
0,20 |
ТО и ТР : |
1,60 |
регулировка развала-схождения |
0,45 |
контрольно - регулировочные и крепежные работы, замена узлов и агрегатов |
0,55 |
электротехнические работы |
0,60 |
выдача автомобиля |
0,25 |
шиномонтажные работы |
0,35 |
Рассчитаем общее количество постов ТО и ТР
Таким образом принимаем три поста ТО и ТР
Аналогично проводим расчет по каждому посту, расчеты сводим в таблицу 1.4.
Таблица 1.4 - Количество постов
Наименование поста |
Число постов |
Число постов на подъемниках |
Общее количество рабочих постов |
12 |
3 |
в т. ч. уборочно - моечные посты |
1 |
|
посты приёмки автомобилей |
1 |
|
линии инструментального контроля |
1 |
1 |
пост диагностики двигателя |
1 |
|
посты зоны ТО и ТР |
3 |
|
пост регулировки развала-схождения |
1 |
1 |
посты контрольно - регулировочных и крепежных работ, замены узлов и агрегатов |
1 |
1 |
посты электротехнических работ |
1 |
|
пост выдачи автомобилей |
1 |
|
пост шиномонтажных работ |
1 |
Численность персонала определена набором выполняемых услуг, трудоемкостью работ и режимом эксплуатации комплекса.
Технологически необходимое число производственных рабочих обеспечивает выполнение суточной производственной программы предприятия
(1.3)
где ТОБ - годовой объем работ СТО, чел-час;
Фт - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, час.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной рабочей неделе, определяется продолжительностью смены и числом рабочих дней в году.
(1.4)
где Дкг - число календарных дней в году, дней;
Дв - число выходных дней в году, дней;
7 - продолжительность смены, час;
Дпп - число субботних и предпраздничных дней в году, дней;
1 - час сохранения рабочего дня перед выходными, час.
Штатное число производственных рабочих обеспечивает выполнение суточной и годовой производственной программы СТО.
(1.5)
где ТОБ - годовой объем работ СТО, чел- час;
Фш – годовой фонд времени штатного рабочего, час
Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте.
(1.6)
Где дкг _ число календарных дней в году, дней;
Дв - число выходных дней в году, дней;
Дп- число праздничных дней в году, дней;
Дуп - число дней невыхода на работу по уважительным причинам, дней;
7 - продолжительность смены, час;
Дпп - число предпраздничных и предвыходных дней в году, дней;
1 - час сокращения рабочего дня перед выходными и предпраздничными днями, час.
Распределение работников по должностям, сведено в таблице 1.5
Таблица 1.5 - Штаты
Должность |
Численность |
Директор |
1 |
Гл. бухгалтер |
1 |
Механик |
1 |
Автослесарь |
9 |
Уборщица |
1 |
Итого: |
13 |
Численность персонала может быть изменена в процессе эксплуатации комплекса.
Схема 1.1 Структура
Номенклатура и количество основного технологического оборудования подобраны исходя из запланированных к выполнению на предприятии видов услуг и организации работы:
- проведения уборочно - моечных и контрольно - диагностических работ, перед постановкой автомобилей на посты ремонта;
-технического обслуживания и ремонта л/ автомобилей;
Предусмотренные в проекте оборудование, оснастка и инструмент обеспечивают оптимальный уровень механизации и автоматизации технологического процесса. Состав оборудования и его количество приведены в таблице 1.6.
Таблица 1.6. Оборудование
№ п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во |
1. |
Предлагаемый опрокидыватель |
3 |
2. |
Маслосборник МС |
1 |
3. |
Подставка |
2 |
4. |
Стойка трансмиссионная |
2 |
5. |
Комплект приборов для ТО свечей Э-203 |
1 |
6. |
Домкрат подкатной гидравлический |
2 |
7. |
Зарядное устройство ЗУ-1М |
1 |
8. |
Установка для заправки трансмиссионным маслом 37100 |
1 |
9. |
Стенд для регулировки развал-схождения СКО-1М |
1 |
10. |
Скручиватель пружин |
1 |
11. |
Компрессор |
1 |
12. |
Компрессометр МТ-5 |
1 |
13. |
Приспособление для снятия и установки поршневых колец |
1 |
14. |
Съемник клапанов |
1 |
15. |
Динамометрический ключ V440025 |
1 |
16. |
Нутрометр |
1 |
17. |
Набор инструмента в кейсе S910 |
2 |
18. |
Набор съемников |
1 |
19. |
Тиски слесарные |
1 |
20. |
Лебедка ручная |
1 |
21. |
Прибор для проверки и регулирования света фар К-310 |
1 |
22. |
Газоанализатор СОСНАП 4 |
1 |
23. |
Дымомер для дизельных двигателей Д-3 |
1 |
24. |
Компьютерная диагностика ДВС |
1 |
25. |
Тележка инструментальная ПУ |
1 |
26. |
Верстак В-14 |
3 |
27. |
Стеллаж СТ |
3 |
28. |
Устройство для удаления выхлопных газов МСТА-01 |
1 |
Статьи о транспорте:
Определение планового контингента монтеров пути на околотке
Плановый контингент монтеров пути определяется по формуле: РПЛ=(0.85хР)/1 .1, где: Р – расчетный контингент монтеров пути по обслуживанию всех путей и стрелочных переводов с учетом применения машин тяжелого типа;
0.85- планируемое увеличение производительности труда на 15%; 1.1-планируемые 10% фо ...
Расчет толкателя
Толкатели изготовлены в виде цилиндрических стаканов и находятся в направляющих головки цилиндров.
Шайбы толкателя изготовлены из стали 20Х.
Момент, опрокидывающий толкатель в направляющей:
, (6.313)
где длинна перпендикуляра, опущенного из центра начальной окружности кулачка на направление де ...
Выбор типа складов и определение их площадей
На основании исходных данных для грузов, перерабатываемых на грузовом дворе, выбираются типы складов, и определяется их площадь. Для хранения тарно-штучных грузов на грузовом дворе проектируются крытые склады с внешним расположением погрузо-выгрузочных путей.
Площадь складов для хранения грузов о ...