Взрывчатые материалы представляют особую опасность, обладают способностью принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, повреждения и разрушения жилых и производственных объектов, транспортной инфраструктуры.
В зависимости от процесса протекания физико-химической реакции ВМ подразделяют на детонирующие и дефлагрирующие взрывчатые материалы. В детонирующих ВМ реакция происходит при ударно-волновом возбуждении и его перемещении в веществе со сверхзвуковой скоростью (детонации).
В дефлагрирующих ВМ реакция происходит в виде быстрого горения (дефлаграции), хотя по внешнему эффекту она может выглядеть как взрыв, в результате которого давление газов значительно повышается и в окружающей среде возникает ударная волна. Поэтому для инициирования взрывов применяются или детонаторы - для возбуждения детонации, или воспламенители - для начала дефлаграции в цепи взрывателя ВМ.
По характеру и скорости физико-химического превращения ВМ подразделяются на четыре группы:
♦ группа 1 - инициирующие ВМ - применяются для инициирования детонации в других ВМ. Они обладают наиболее высокой чувствительностью к простейшим внешним начальным импульсам (воздействиям: удару, на-колу, проколу, прострелу, трению, нагреву, искре, огню) и наибольшей (сверхзвуковой) скоростью детонации (гремучая ртуть, озид свинца, тетразен, тринитрорезор-цинат свинца - ТНРС). Инициирующие ВМ в чистом виде, как правило, не применяются;
♦ группа 2 - бризантные ВМ - обладают большой скоростью детонации (до 8,5 км/с) и способны производить при взрыве местное дробление среды. Они могут быть повышенной мощности (тетрил, тен, гексоген и др.), нормальной (тротил, пикрин и др.) и пониженной мощности (аммониты и аммоналы);
♦ группа 3 - метательные ВМ - способны к горению с образованием большого количества газообразных продуктов, энергия которых используется для метания пуль, снарядов и т. п. (дымные и бездымные пороха, пороховые и ракетные топлива, а также другие смеси);
♦ группа 4 - пиротехнические ВМ - предназначены для снаряжения изделий в целях получения различных зажигательных, осветительных и сигнальных эффектов, взрывных фейерверков. Они, как правило, обладают низкой чувствительностью к различным возмущающим воздействиям.
В соответствии с перечисленными основными свойствами, влияющими на безопасность транспортирования ВМ, их класс подразделяется на шесть подклассов:
♦ подкласс 1.1 - ВМ со способностью (опасностью) взрыва массой, т. е. такого взрыва, который практически мгновенно охватывает весь груз ВМ;
♦ подкласс 1.2 - ВМ, как правило, не взрывающиеся всей массой, но обладающие значительным эффектом взрыва, разбрасывания и поражения;
♦ подкласс 1.3 - пожароопасные ВМ, характеризующиеся высокой степенью воспламенения и выделения при горении большого количества тепла или последовательного загорания с незначительным эффектом взрыва;
♦ подкласс 1.4 - незначительно чувствительные ВМ, представляющие опасность только в случае инициирования или воспламенения. Действие взрыва ограничивается упаковкой;
♦ подкласс 1.5 - очень нечувствительные детонирующие ВМ, как правило, не вызывающие при транспортировании случайного инициирования или перехода от горения к детонации. Эти ВМ, как минимум, не должны взрываться в случае пожара снаружи;
♦ подкласс 1.6 - чрезвычайно низкой чувствительности ВМ, характеризующиеся ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.
Таким образом, ОГ подклассов 1.1-1.3 представляют собой очень чувствительные ВМ со значительной степенью опасности, а подклассов 1.4-1.6 - слабочувствительные ВМ с более низкой степенью опасности.
Класс 2. Основным физическим свойством ОГ класса 2 (газов) является их способность к расширению, т. е. способность занимать как можно больший объем. При этом способность газов к расширению находится в прямой зависимости от их температуры и увеличивается при ее повышении. С увеличением температуры газа одновременно увеличивается и его давление в ограниченных объемах (плотно закрытых сосудах, емкостях и т.п.), что может привести к их разгерметизации и даже разрушению.
Статьи о транспорте:
Общее устройство и техническая характеристика двигателя
КамАЗа 740.10
На автомобилях КамАЗ устанавливаются восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные дизели модели 740 с жидкостным охлаждением.
Блок-картер двигателя отлит из чугуна и снизу закрыт штампованным поддоном. В расточках блоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа. Сверху гильзы закрыт ...
Маршрут восстановления гильзы цилиндра
Рабочая (внутренняя) поверхность гильзы изнашивается наиболее интенсивно, так как на эту поверхность попадают абразивные частицы из топливно-воздушной смеси, из масла. Детали сопряжения гильза—поршень—поршневые кольца работают при высоких температурах, затрудненной смазке, повышенном давлении, в а ...
Мероприятия по борьбе с зимней сколькозтью
Выберем эффективные способы борьбы с зимней сколькозтью на автомобильной дороге, установим предполагаемые объемы потребления противогололедных материалов на зиму.
Для ликвидации зимней сколькозти на автомобильной дороге с усовершенствованным типом покрытия предпочтителен химический метод, характе ...