Важным фактором, характеризующим работу водителя, как показали исследования, является продолжительность фиксации взгляда на объекте. Элементы дорожной обстановки вызывают у водителей различный интерес и оценивается прежде всего с точки зрения их потенциальной опасности для движения. Продолжительность распознавания, длительность фиксации взгляда на различных объектах, даже содержащих в среднем одинаковое количество информации, могут различаться (табл. 1.1). Значения, указанные в скобках, характеризуют разброс в величине фиксации взгляда водителя в зависимости от дорожно-транспортной ситуации.
Таблица 1.1
Длительность фиксации взгляда на различных объектах
Характеристика дорожной обстановки |
Средняя продолжительность фиксации взгляда водителя, с |
Участок дороги с необеспеченной видимостью в плане (зона возможного появления транспортного средства или препятствия) |
1,8-(0,6-3,2) |
То же в профиле |
3,5-(1,0-6,4) |
Сужение дороги при въезде на мост (зона перед въездом) |
1,6-(0,8-3,1) |
Запрещающий знак |
2,0-(1,2-3,2) |
Предупреждающий знак |
1,7-(0,6-2,4) |
Встречный грузовой автомобиль |
1,5-(0,9-3,6) |
Встречный легковой автомобиль |
1,2-(0,7-2,1) |
Встречный велосипед |
2,1-(1,3-2,9) |
Человек на правой обочине |
2,0-(1,8-4,0) |
Человек на левой обочине |
1,4-(1,2-3,0) |
Дети на обочине |
2,7-(1,0-5,0) |
Информационная ценность разных участков дороги не одинакова, отдельные их зоны поглощают значительную долю внимания водителя. С увеличением скорости зона концентрации внимания водителя сужается. Продолжительность фиксации взглядов снижается, а общее число их с возрастанием скорости увеличивается, что свидетельствует о повышении напряженности работы водителя.
В условиях свободного движения избираемая водителем скорость соответствует оптимальному уровню напряжения его нервной системы. Для поддержания нужного уровня возбуждения необходимо переключение внимания с основного объекта на второстепенные, что особенно важно при движении по однообразной, например стенной, местности.
Рис. 1.4 Положение точек фиксации взгляда водитляя при движении с различной скоростью: а) 20 км/ч; б) 40 км/ч; в) 60 км/ч;
г) 80 км/ч; д) зоны концентрации внимания водителей
![]() |
Проведенные в МАДИ исследования показали, что зона концентрации внимания водителя существенно изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля. Чем меньше скорость, тем больше зона, на которую распространяется внимание водителей (рис. 1.4)
Статьи о транспорте:
Преимущества и недостатки пружинных стоек
Направляющая пружинная стойка представляет собой развитие подвески на двойных поперечных рычагах. Верхний рычаг здесь заменен точкой крепления на брызговике крыла кузова, где опирается шток стойки и пружина подвески. В этой точке воспринимаются силы во всех направлениях, которые, со своей стороны, ...
Оснащение рабочего места
Таблица 7.
Технологическое оборудование
Наименование
Тип и модель
Габаритные размеры в плане, мм
Количество
Универсальный контрольно-испытательный стенд
532 М или Э-211
154 Х 885
1
Станок для проточки коллекторов и фрезерования миканита между пластинами
ЦКБ-Р-10 ...
Морской транспорт
США. Морской транспорт играет важнейшую роль во внешнеэкономических связях страны, что может предполагать наличие централизованного управления этой отрасли. Однако для организационной структуры управления характерна высокая степень разобщенности и децентрализации. Функции государственного руководс ...