Слово диагностика в переводе с греческого означает "способный распознать".
Технологический процесс определения технического состояния автомобиля без разборки и заключение о необходимом обслуживании или ремонте называют диагностированием. Диагностика изучает формы проявления технических состояний, методы и средства обнаружения неисправностей и прогнозирование ресурса работы объекта без его разборки. Она позволяет количественно оценить безотказность и эффективность автомобиля и прогнозировать эти свойства в пределах остаточного ресурса или заданной наработки.
Диагностика поддерживает на высоком уровне надёжность автомобилей, уменьшает расход запасных частей, материалов и трудовых затрат на ТО и ремонт, повышает производительность автомобиля и снижает себестоимость перевозок.
В условиях автотранспортных предприятий (АТП), станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) на основании ГОСТ 25044-81 диагностика должна решать следующие задачи:
уточнение выявленных в процессе эксплуатации отказов и неисправностей;
выявление автомобилей, техническое состояние которых не соответствует требованию безопасности движения и охраны окружающей среды;
выявление перед ТО неисправностей, для устранения которых необходимы трудоёмкие ремонтные или регулировочные работы в зоне ТР;
уточнение выявленных в процессе проведения ТО и ТР характера и причин отказов и неисправностей;
прогнозирование безотказной работы агрегатов, систем и автомобиля в целом в пределах меж осмотрового пробега;
выдача информации о техническом состоянии подвижного состава для планирования, подготовки и управления производством ТО и ТР.
На основании Положения и "Руководства по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта, РД 200 РСФСР 15-0150-81" [6] по назначению, объёму работ, месту в технологическом процессе ТО и ремонта диагностирование подразделяется:
общее диагностирование (Д - 1);
углублённое (поэлементное) диагностирование (Д - 2);
рабочее диагностирование (Др.).
Диагностирование Д - 1 проводится перед каждым ТО - 1 в день постановки автомобиля на обслуживание и предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.
Диагностирование Д - 2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д - 2 устанавливается объём ремонтного воздействия, и оно проводится перед ТО - 2 за 1-2 дня до постановки автомобиля на обслуживание с целью подготовки производства к выполнению выявленного объёма работ.
Диагностирование Др служит для контроля технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля в процессе ТО и ТР на специализированных постах (контроль и регулировка света фар, углов установки колёс, приборов системы зажигания и др.).
Чтобы определить, в каком состоянии находится автомобиль или его элементы, необходимо знать их параметры технического состояния, заданных нормативно-технической документацией завода-изготовителя.
Под параметром понимается качественная и количественная мера, характеризующая состояние системы, механизма, элемента и процесса в целом.
Диагностирование системы зажигания и электрооборудования автомобиля ЗИЛ:
Описать возможные методы выполнения диагностирования по заданию.
Выбрать оборудование для проведения операции.
Перечислить возможные неисправности.
Составить подробную технологическую карту диагностики (карта).
Выполнить планировку участка диагностики с расположением оборудования.
Диагностирование источников тока и элементов системы зажигания.
Источники тока - АКБ и генератор с реле-регулятором - обеспечивает работу системы зажигания, контрольных и осветительных приборов и пусковых устройств.
На систему электрооборудования приходится около половины всех отказов и неисправностей автомобиля. От технического состояния АКБ зависит лёгкость пуска двигателя стартером, мощность электрической искры, особенно при обеднении рабочей смеси и увеличении искрового промежутка между электродами свечей.
Исправная работа генератора и реле-генератора обеспечивает своевременный под заряд АКБ и питание всех потребителей электрическим током при работающем двигателе.
Объём работ по техобслуживанию электрооборудования автомобиля занимает более 15% от общего.
В процессе эксплуатации АКБ возникают самые различные отказы и неисправности, которые приводят к невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля (табл.1).
Увеличение срока службы АКБ возможно за счёт регулярного выполнения контрольно-диагностических операций во время проведениятех обслуживаний.
При ТО-1 необходимо проверить уровень электролита в элементах батареи, надёжность контакта наконечников проводов с зажимами и крепление батареи.
При ТО-2, помимо перечисленного, проверить плотность электролита и степень заряженности АКБ под нагрузкой.
Для обеспечения объективной оценки тех состояния АКБ применяют мерную стеклянную трубку с делениями, автомобильный денсиметр, нагрузочную вилку модели ЛЭ-2 или специальный прибор модели ЛЭ-3М для проверки степени заряженности АКБ в целом.
Нагрузочная вилка модели ЛЭ-2 позволяет определить напряжение в каждом элементе батареи. Нагрузочная вилка состоит из нагрузочных резисторов 7 и 8 (рис.2), смонтированных между ножками 4 вилки и вольтметра 3. Нагрузочные резисторы вилки подбирают в соответствии с ёмкостью АКБ.
Прибор ЛЭ-3М (рис.3) более удобен для использования его в качестве диагностического при определении напряжения АКБ при нагрузке, близкой к стартерной.
Периодичность диагностирования генераторов, реле-регуляторов, элементов системы зажигания и пусковых устройств приурочивают ко второму техобслуживанию. Для целей диагностирования рассматриваемых элементов используют универсальные, переносные и передвижные приборы и стенды, позволяющие комплексно оценивать тех состояние электрооборудования.
Внешние признаки нарушения нормальной работы и структурные изменения элементов генераторов, реле-регуляторов, системы зажигания и стартера приведены в табл.2,3 и 4.
Таблица 1.
Признаки нарушения нормальной работы АКБ и необходимые технические воздействия.
Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы |
Структурные изменения взаимодействующих элементов |
Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия |
Внезапный отказ стартера. После его выключения сигнал даёт сильный звук |
Окисление штырей батареи и наконечников проводов |
Снять наконечники, очистить их и штыри от окислов. После установки смазать вазелином |
Стартер не проворачивает колен вал. Включение стартера даёт резкое ослабление силы света фар |
Короткое замыкание в элементах батареи |
Проверить элементы прибором ЛЭ-2 или ЛЭ-3 |
Батарея, не соединённая с потребителями, самопроизвольно разряжается |
Саморазряд батареи |
Очистить и насухо вытереть перемычки и крышки элементов батареи |
Батарея быстро разряжается при подключении потребителя. При заряде наблюдается "кипение" электролита |
Сульфатация пластин батареи |
Сдать батарею для ремонта в аккумуляторный цех |
Стартер не проворачивает колен вал. Сила света фар быстро падает |
Разряжена АКБ |
Проверить: напряжение прибором ЛЭ-2 или ЛЭ-3, плотность электролита денсиметром |
Утечка электролита из банок |
Трещина в сосудах или крышках элементов батареи |
Снять батарею и в аккумуляторном цехе заделать трещины |
Разряженная батарея не принимает заряда |
Разрушение активной массы пластин батареи |
Заменить батарею |
АКБ не заряжается |
Не замыкаются контакты реле обратного тока. Обрыв в цепи генератор-батарея |
Проверить и отрегулировать реле. Выявить и устранить неисправность |
Таблица 2.
Признаки нарушения нормальной работы генератора, реле-регулятора и необходимые технические воздействия.
Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы |
Структурные изменения взаимодействующих элементов |
Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия |
При включении фар и работающем двигателе на средних режимах стрелка амперметра показывает разряд |
Пробуксовка или обрыв ремня привода генератора |
Проверить и отрегулировать натяжение ремня, при обрыве - заменить |
При включении фар и работающем двигателе на средних режимах стрелка амперметра начинает показывать разряд |
Загрязнение или замасливание коллектора и щёток. Заедание щёток в щёткодержателях; большой износ щёток |
Снять защитную ленту с корпуса генератора. Зачистить коллектор стеклянной шкуркой. Устранить заедание. Заменить щётки |
Колебание стрелки амперметра. Искрение между коллектором и щётками |
Износ коллектора. Выступание миканита между ламелями |
Разобрать генератор, выбрать миканит на глубину 0,8 мм, при необходимости проточить коллектор |
Амперметр не показывает заряда на всех режимах двигателя |
Обрыв или замыкание в обмотках якоря или обмотке возбуждения |
Снять генератор и сдать в ремонт |
Дребезжание генератора при резком изменении режима работы двигателя |
Ослабление крепления генератора к двигателю |
Затянуть болты крепления, изношенные заменить |
Работа генератора сопровождается шумом и стуком |
Износ подшипников вала якоря |
Заменить подшипники, при необходимости генератор отремонтировать |
Отсутствие или недостаточный зарядный ток |
Нарушение работы регулятора напряжения или ограничителя тока |
Заменить реле-регулятор |
Чрезмерный зарядный ток, приводящий к кипению электролита |
Отказ в работе реле обратного тока |
Проверить работу реле-регулятора на всех режимах |
Отсутствие зарядного тока |
Контакты реле не замыкаются |
Проверить работу реле обратного тока |
Большой разрядный ток после остановки двигателя |
Контакты реле не размыкаются |
Проверить работу реле обратного тока |
Таблица 3.
Признаки нарушения нормальной работы системы зажигания и необходимые технические воздействия.
Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы |
Структурные изменения взаимодействующих элементов |
Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия |
Перебои в работе одного или нескольких цилиндров двигателя |
Отказ в работе или ненормальный зазор между электродами свечей |
Определить состояние свечей на стенде Э-205 |
Неравномерная работа с выстрелами из глушителя. Внезапная остановка двигателя |
Нарушение контактов в местах присоединения проводов к приборам |
Проверить цепь низкого напряжения на стенде Э-205, подтянуть гайки крепления проводов к приборам |
Перебои в работе цилиндров двигателя. Пропускание искры на массу |
Нарушение изоляции проводов высокого напряжения |
Проверить цепь высокого напряжения. Устранить отказ |
Перебои в работе двигателя. Контакты прерывателя чистые |
Отклонение зазора между контактами прерывателя от нормы |
Проверить величину зазора на стенде Э-205 и довести до нормы |
Перебои в работе двигателя. Слабая искра высокого напряжения |
Обгорание, износ или загрязнение контактов прерывателя |
Зачистить контакты прерывателя и довести зазор между контактами до нормы |
Двигатель внезапно глохнет. При разомкнутых контактах прерывателя амперметр показывает разряд |
Замыкание подвижного контакта на массу |
Устранить замыкание |
Двигатель работает с перебоями и перегревается. Выстрелы из глушителя. Обгорание контактов прерывателя |
Утечка тока через изоляцию конденсатора |
Заменить конденсатор |
Двигатель внезапно глохнет и не пускается. Отсутствие тока в цепи высокого напряжения |
Пробой изоляции или обрыв соединительного провода конденсатора |
Заменить конденсатор |
Двигатель внезапно глохнет и не пускается. Замена конденсатора не даёт результатов |
Отказ катушки зажигания |
Заменить катушку зажигания |
Двигатель работает с несистематическими перебоями. Искра высокого напряжения слабая |
Ненормальная работа катушки зажигания |
Заменить катушку зажигания |
Таблица 4.
Признаки нарушения нормальной работы стартера и необходимые технические воздействия.
Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы |
Структурные изменения взаимодействующих элементов |
Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия |
Стартер не проворачивает вал двигателя или вращает его медленно |
Плохой контакт в цепи стартер - батарея |
Зачистить штыри батареи и наконечники проводов |
Стартер медленно поворачивает вал двигателя при исправной цепи стартер - батарея при заряженной батарее |
Загрязнение коллектора якоря, износ или заедание щёток в щёткодержателях |
Снять стартер, зачистить коллектор шкуркой, при необходимости устранить заедание |
Стартер не вращает вал двигателя, включённые фары гаснут |
Короткое замыкание в стартере |
Сдать стартер в ремонт |
Стартер не вращает вал двигателя: свет включённых фар не изменяется |
Обрыв электрической цепи в стартере |
То же |
Стартер быстро вращает вал двигателя, двигатель пускается с трудом |
Загрязнение, обгорание контактов выключателя стартера, закорачивающих сопротивление катушки зажигания |
Снять и разобрать включатель. Зачистить контакты, закорачивающие сопротивление катушки зажигания |
Реле включает стартер и сразу выключает |
Обрыв удерживающей обмотки реле включения |
Заменить реле |
Работа включённого стартера сопровождается сильным шумом |
Износ зубьев шестерни стартера |
Снять стартер и заменить изношенную шестерню |
Якорь стартера вращается, но не поворачивает вал двигателя |
Отказ в работе муфты включения стартера |
Снять стартер и заменить муфту свободного хода |
Допустимое значение угла опережения, создаваемого центробежным автоматом, приведено в табл.5.
Таблица 5.
Допустимое значение угла опережения зажигания.
Автомобиль |
Модель прерывателя |
Угол опережения зажигания, создаваемый автоматами, град |
|
Центробежным |
Вакуумным |
||
ЗИЛ - 130 |
Р4 - В |
16 - 19 |
7,5 - 9,5 |
ЗИЛ - 164 |
Р21 - А |
7 - 10 |
7,0 - 9,0 |
Прибор К-301 (Рис.6) является модернизацией прибора НИИАТ Э-5 и предназначен для проверки следующих элементов электрооборудования номинальным напряжением 12 и 24В: АКБ; генераторов постоянного и переменного тока с встроенными диодами мощностью до 500 Вт; реле-регуляторов всех типов; прерывателей-распределителей; конденсаторов; катушек зажигания цепей низкого напряжения; стартеров мощностью до 2 л. с.
Существенным отличием прибора К-301 от прибора НИИАТ Э-5 является наличие селекторного переключателя 12 (см. Рис.6), упрощающего изменение схем подключения к прибору проверяемых объектов.
Прибор модели Э-214 является дальнейшим совершенствованием рассмотренных приборов НИИАТ Э-5 и К-301 и предназначен для диагностирования непосредственно на автомобиле элементов 12 - и 24-вольтового электрооборудования с отрицательной полярностью массы. Прибором выполняются те же работы, что и К-301.
Стробоскопический прибор модели Э-102 предназначен для контроля правильности установки начального угла опережения зажигания. Прибор позволяет также проверять работоспособность центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания и наблюдать за движущимися частями двигателя.
Переносимый прибор модели Э-213 служит для проверки угла замкнутого состояния контактов прерывателей, качества изоляции и ёмкости конденсаторов. Питание прибора - от АКБ проверяемого автомобиля.
Осциллограф модели Э-206 предназначен для визуального наблюдения за процессами, протекающими в электрических цепях элементов системы зажигания. Осциллограф является также составной частью электронного стенда модели Э-205.
Статьи о транспорте:
Проектирование дислокации дорожных знаков
Дорожные знаки относятся к техническим средствам организации дорожного движения и являются обязательной принадлежностью всех автомобильных дорог. Современные дорожные знаки предназначены для информирования всех участников движения о режимах, условиях и маршрутах движения, в местах расположения пло ...
Газотурбинная тяга
Газотурбово́з - локомотив с газотурбинным двигателем (ГТД). На газотурбовозах практически всегда используется электрическая передача: газотурбинный двигатель соединён с генератором, а вырабатываемый таким образом ток подаётся на электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.
Перв ...
Дефектовка и ремонт положительных пластин
Произвести дефектовку пластин полублока. Пластины при осмотре следует отгибать осторожно, чтобы не разрушить решетку и не выкрошить из нее активную массу.
Пластины выбраковывают при разрушении решетки, сломе одной из кромок, короблении пластин если стрела прогиба более 3 мм, разбухании активной м ...